С вопросно-ответного ресурса на японском Yahoo
(
detail.chiebukuro.yahoo.co.jp/qa/question_detai...)
Вопрос:Только что дочитала «Жар-птицу: Ностальгию». Я думала, что во всех томах обязательно хоть на пару кадров появляется Сарута-хико, доктор Сарута, Тэнгу или еще кто-нибудь с такой же внешностью (то, что его нет в «Платье из перьев», можно списать на краткость и способ изложения, а в «Греции и Риме» - на то, что это девичий комикс). Но в «Ностальгии» найти Саруту мне не удалось.
Значит ли это, что он действует не во всем цикле? Не знает ли кто-нибудь, что говорил про него Тэдзука и какой смысл вкладывал в эту фигуру?
Ответ:читать дальшеПро высказывания самого Тэдзуки ничего сказать не могу, но попробую объяснить, почему Саруты нет в «Ностальгии».
Прежде всего, достаточно очевидно, что доктор Сарута из «Будущего» и молодой Сарута из финала «Возрождения» - не просто персонажи с одинаковой внешностью, а один и тот же человек. Он подбирает на Луне последнего уцелевшего робота Робиту, а в конце этого эпизода прямо написано «Доктор Сарута».
Таким образом, Сарута с Робитой своим присутствием соединяют эти два тома, но не более – в истории Леоны и Тихиро (в предыстории Робиты) нет отдельного «Саруты этой эпохи».
Тихиро мелькает в «Ностальгии» незадолго до финала. У нее другой серийный номер, но если считать ее «двойником» Тихиро из «Возрождения», то получится, что она выполняет такую же объединяющую функцию, как Сарута.
Кроме того, в «Ностальгии» есть общий герой с «Космосом». Для Макимуры встреча с Роми и Ком – не что иное как эпизод из его самой первой жизни, до Лады и планеты Флемиль.
Робита, объединяющий в себе Леону и Тихиро, встречает за свою жизнь только доктора Саруту; точно так же только с одним Сарутой, пилотом, за свои несколько жизней взаимодействует и Макимура.
Аналогичным образом, Тэнгу из «Смуты» - не двойник Гао из «Кармы», а тот же человек. Конечно, между этими томами проходит больше трех веков, но безрукий, упоминающий скульптора Аканэ-мару, просто не может быть никем, кроме Гао, несмотря на неувязку с возрастом.
В «Платье из перьев» упоминается Тайра Масакадо, то есть действие происходит между завершением большого Будды в Тодайдзи и войной между Минамото и Тайра, а значит, где-то в горах Курама живет Тэнгу, он же Гао. Чтобы вывести в этом томе Саруту, пришлось бы либо притянуть за уши Тэнгу, либо допустить существование двух Сарут в одну эпоху – понятно, почему он там не появляется. Эта причина кажется мне даже более важной, чем ограничения объема и формы.
Если рассуждать по аналогии со связкой «Карма – Платье из перьев – Смута», вывести Саруту в «Ностальгии» трудно из тех же самых соображений. Переход к предыдущему тому обеспечивают Тихиро и Макимура; но именно поэтому, если бы Макимура общался с Сарутой в «Ностальгии», ему бы и в «Космосе» надо было как минимум упомянуть, что на Земле он «знавал очень похожего типа».
С космическим перелетом и анабиозом не вполне понятно, сколько времени занимает «Космос», но можно предположить, что когда Макимура на Земле взаимодействовал с Роми и Ком, на Зальце вот-вот должен был родиться будущий пилот Сарута. Странно было бы тащить на Землю его «предка».
Сарута в «Ностальгии» мог бы без натяжек появиться разве что до того, как Роми и Джордж покинули Землю, но эта часть их истории вообще излагается очень сжато, а из персонажей действует только гид от космо-риелтерской фирмы.
Что же касается «Греции и Рима», это не просто девичий комикс, но прообраз и предшественник всех будущих томов «Жар-птицы» с законченным сюжетом, и я вообще предлагаю рассматривать его отдельно от цикла, заново начатого «Рассветом».